Нижегородцы бросают вирусу перчатку. Жидкую
Кое-что в нижегородском регионе уже получило возможности измениться, развиться к лучшему. И, как ни странно и, может быть, диковато это звучит - благодаря нашему нынешнему кризису, коронавирусной инфекции.
Вирус COVID-19 подтолкнул чуть-чуть вперед нижегородскую науку, или, может, бюрократическую машину, на которой науке приходится ездить.
Специалисты ННГУ (из центра инновационного развития медицинского приборостроения) придумали инновационный гель для длительной защиты рук от вирусов и бактерий еще четверть века назад.
Но только сегодняшняя пандемия позволила им воплотить разработки в жизнь – и вот, 25 лет спустя после зарождения плодотворной идеи, в аптеки и интернет-магазины поступили своеобразные «жидкие перчатки». |
Производство возможностей
Инфекция подтолкнула к развитию нижегородский бизнес. Он стал осваивать льготы и неслыханные меры поддержки, хотя и продолжает терзаться невозможностью возобновить работу в привычном режиме.
В промышленности тоже не все просто. Некоторые возможность получают, но тут же ставят ее под угрозу.
Так получилось с Горьковским автозаводом. Возобновив производство 13 апреля 2020 года, ГАЗ в первый же день продемонстрировал нечто несуразное: уж как руководство ни уверяло, что создало на предприятии беспрецедентную безопасность, однако пришедшие в тот же день с проверкой сотрудники Роспотребнадзора и полиции обнаружили себя в эпицентре многочисленных нарушений санитарных норм.
Однако многие все-таки могут справиться с возможностями, которые открывает опасность.
Так, ряд нижегородских предприятий в кратчайшие сроки освоил выпуск актуальной медицинской продукции. На заводе им. Петровского уже начали выпуск бактерицидных рециркуляторов воздуха и вот-вот приступят к серийному производству наркозно-дыхательных аппаратов с функцией искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Предприятия области готовы наладить либо нарастить производство бесконтактных термометров, дезинфицирующих средств, кварцевых излучателей… Последние уже делает завод аппаратуры связи им. Попова, но готов увеличить производство в разы, до более чем десяти тысяч штук в месяц.
А медицинские маски, дефицит которых ощущают по всей стране, взялись шить более 30 производств региона – от больших, где производят до ста тысяч за сутки, до самых маленьких, где изготовляют по 120 масок за три дня.
Наконец, коронавирус заставил прогрессировать нашу систему образования. Необходимость перейти на дистанционный формат сильно ее встряхнула. И если высшая школа оказалась к вызовам более готова, то косной средней школе и ее преподавательскому составу, зацементированному в рутине, пришлось сильно переучиваться в кратчайшие сроки. |
И кто его знает: может быть, мы сделали первый шаг к формам обучения будущего, без потоковых лекций и шумных битв преподавателей с хулиганами в классе…
За рулем
Коронавирус правит миром.
Люди тестируют друг друга – в Нижегородской области за все время взяли для лабораторных исследований уже порядка 25 тысяч проб. Но и сам коронавирус тестирует нас.
Один из уроков, которые еще предстоит осмыслить – это тест на дееспособность, который COVID-19 устроил для нашей власти. Случилась беда – и стало очевидно, кто, как и чем в регионе рулит. А из кого рулевой никакой.
Когда вирус пришел в регион, губернатор стал постоянным участником всех новостных заголовков. А вот нижегородского мэра, ни активного и решительного, ни вообще никакого мы, пожалуй, так и не увидели. |
Поражение хлором
Катастрофа началась для Нижнего Новгорода, словно пролог к будущим событиям или эпизод из «Апокалипсиса», оползнем на Похвалихинском съезде: 18 марта 2020, в аккурат перед вечерним часом пик, вблизи Канавинского моста сошла значительная часть склона.
Дорожные службы приступили к работе, но как-то ни шатко, ни валко, а глава городской администрации Владимир Панов запомнился не на переднем крае, а излагающим в Сети свое видение проблемы, рассуждая, что нужно бы сделать, а чего бы нельзя.
А затем пришел коронавирус.
Что изменил, как улучшил жизнь нижегородцев, за которых он в ответе, градоначальник?
Ну, он, скажем, поблагодарил водителей, врачей, учителей и «всех тех, кто продолжает исполнять долг в нелегкое время». Сделать это ему, в общем, ничего не стоило. Разве что выдавить несколько улыбок.
Затем Панов профигурировал в эпизоде с дезинфекцией общественных пространств. Мэр распорядился дезинфицировать автобусные остановки и туннели подземных переходов, однако инициатива начинания принадлежала не ему: так поступали уже все и по всей стране.
Тут и вышел небольшой конфуз – с подъездами многоквартирных домов, которые также надлежало подвергнуть дезинфекции.
По велению начальника мэрии в нижегородских домах стали проводить влажную уборку – «не реже двух раз в неделю». В то время как по районам области, не ограничиваясь влажными уборками, уже вели в подъездах дезинфекцию.
При этом когда в Нижнем если что и дезинфицировали, то не иначе как более дешевой хлоркой, в районных все обстояло иначе:
– Управляющие компании уже проводят дезинфекцию, ежедневно – хлорсодержащим раствором, раз в неделю – более современными средствами, – сообщил, например, Александр Спирин, начальник управления ЖКХ и инженерной инфраструктуры администрации Кстовского района.
А исполнительный директор Кстовской домоуправляющей компании (КДУК) Владимир Леденцов добавил:
– Для дезинфекции применяются сертифицированные средства, которые не могут принести вред жителям и их домашним питомцам. |
То есть, в Кстове нашли возможность бороться с вирусом современными и безвредными средствами, а в областном центре – по старинке хлорка?
Кому достанется масло для хлеба
Очередной из немногочисленных эпизодов появления Владимира Панова на сцене в контексте коронавируса случился в связи с продуктовыми наборами для школьников-льготников.
Такие наборы раздают сегодня по всей России, так что нижегородский глава тут снова не поразил воображения инициативой. Поразила скорее живучесть в пространстве перманентных скандалов Единого центра муниципального заказа (ЕЦМЗ): руководители его меняются, а подвиги, похоже, остаются.
13 апреля 2020 года в формате видеоконференцсвязи заседали члены постоянной комиссии нижегородской Думы по социальной политике. Мэрия предложила им внести изменение в положение об организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях: мол, продуктовые наборы – вперед!
Понятно, конечно, что у главы комиссии Василия Пушкина по известным причинам свое видение процесса питания школьников. Тем не менее, депутаты сделали, с какой стороны ни посмотри, здравую вещь: они запросили у департамента экономического развития и закупок мэрии обоснование стоимости продуктов, а также – размер наценки, которую делает на продуктовые наборы ЕЦМЗ.
Разбираться в деталях цифр народным избранникам еще только предстоит, однако уже первое приближение к теме шокировало некоторых из них: Андрей Дранишкников прямо сказал – «Брать 38 % за упаковку – это очень много».
То есть, при «транспарентном» мэре и новом руководителе ЕЦМЗ за расфасовку и развоз мешочков с питанием по школам забирает чуть ли не половину «детских» денег. Развоз, отметим, по школам, а не по домам: таскать 20-тикилограммовые наборы до дома родители должны на себе. |
Впрочем, заказ на специальные пакетики с душевным логотипом («С заботой о школьниках», кто бы мог подумать, так трогательно…), а также фасовка, упаковка, и, вероятно, прочая усушка и утруска уже делают и еще сделают содержимое этих пакетов более и более скудным.
Носить их тогда будет легче – то-то мамы обрадуются…
В общем, осмыслив происходящее, депутаты предложили заменить продуктовые наборы денежными выплатами. Что и произойдет – если их поддержат коллеги по городскому парламенту.
Коронавирус тащит нас на экзамен силком, – и кто-то его сдает, а кто-то – увы.
Коронавирус тестирует нас. Представители власти более других на виду, они и вышли к экзаменаторам первыми.
Но если устроил этот экзамен COVID-19, то принимать его, по большому счету, нам.
Примем ли?