Бенефис без Дарьи Донцовой
То, что выборы мэра в Нижнем Новгороде не были прямыми и всенародными уже целое десятилетие, самого Юрия Шалабаева не смущает:
«Я считаю, что та система, которая сейчас существует, наиболее эффективна для экономических и политических реалий»,
– сказал он на встрече с журналистами в середине августа, опуская подробности и объяснения.
Собственно, при таком положении дел кандидат в градоначальники, которого поддерживают свыше, мог бы прийти на конкурс, держа в руках не связную программу развития, а какой-нибудь комикс, или интригующий больше, чем бюджетные противоречия, детектив Дарьи Донцовой, а то и почитать депутатам вслух самые захватывающие выдержки, скажем, из телефонного справочника, – результат все равно был бы тот же, предсказуемый и без сюрпризов.
Однако программа у Юрия Шалабаева есть, причем на пятилетний период до 2025 года сразу.
Лично я в пятилетних планах ничего предосудительного не вижу – при условии, что их выполнение, а то и перевыполнение («Пятилетку в четыре года!» – люди постарше помнят) станут контролировать, а за невыполнение спрашивать.
Но кого удивит, если приносивший на каком-нибудь плане присягу чиновник вдруг исчезнет в заокеанском далеко, в местах, не столь отдаленных или просто в тумане, как это у нас порой случается? А если и не исчезнет, с него все равно спросят?
Программа Шалабаева в целом приземлена и изобилует цифрами. И особенно выгодно смотрится на фоне программ других кандидатов, Германа Карачевского и Кирилла Лазорина, хотя эти фоновые программы и задумывались, стоит думать, как фоновые – и не более.
Так ли иначе, из всех «абитуриентов» к «экзамену» подготовился лишь один, что, впрочем, не сложно сделать, управляя городом на протяжении полугода и имея за плечами губернаторскую поддержку.
Да и то: премьерный бенефис с какой-то девичьей стыдливостью провели без публики, обкатав программные заявления на конкурсной комиссии, для чего обещанную онлайн-трансляцию отменили в последний момент.
Тем не менее, все же и цифры, и факты, и планы в программе есть. Радужные маячки тут и там тоже расставлены – как же без них?
Волшебник многотрудного города
Каждый раз, когда в первые лица выходит новый человек, простые сердца замирают: хочется чуда, магической палочки, которой Волшебник Изумрудного города сейчас же расставит все по местам, разгребет накопившийся пятилетний хлам, и зацветут даже заскорузлые пни запущенного хозяйства.
Такого, конечно, взаправду не бывает. И даже Волшебник в Изумрудном городе из сказки оказался, на поверку, манипулятором за ширмой. Что ж, смиримся с тем, что волшебства и в этот раз не завезли, находя сомнительное утешение в том, что уж чего-чего, а манипуляторов за ширмами у нас всегда было в достатке.
План Шалабаева не обещает прорывов и революций уже потому, что мы и впрямь живем в сложных, фактически – кризисных условиях. Тут и коронавирус с его жестокостями, которые уносят и бизнесы, и бюджетные деньги, и сами жизни. И необходимость несмотря на эти реалии праздновать 800-летний юбилей. И наследие предшественников, которое, в частности, загнало Нижний Новгород в долговую прорву.
Да и разгуляться не на что: вертикальная финансовая система такова, что город (как, впрочем, районы, и регион) отдает наверх больше половины того, что заработал.
Почему?
Шалабаев говорит следующее.
Нормативы отчислений в рамках упрошенной системы налогообложения для всех муниципалитетов должны быть едины, но не все муниципалитеты хотят их увеличения, поскольку «есть риски недополучения, с которыми мы, собственно, в этом году и столкнулись».
Тем не менее, по его словам, в 2019 году региональная власть впервые за последние годы вынесла решение закрепить за Нижним на постоянной основе 20 % налоговых доходов в рамках упрощенной системы налогообложения.
Нормативы же бюджетных отчислений могут и расти – в той части, которую формируют налоги от малого и среднего бизнеса.
Иными словами: развивай малое и среднее – и закрома наполнятся.
Но сделать это будет очень непросто: сам же Щалабаев отметил, что уровень инвестиционной активности в Нижнем остается очень низким – и коронавирус только усугубляет ситуацию.
Хотя здесь новой мэрии все карты в руки: привлечь инвесторов можно, нужно лишь в кои-то веки установить для них понятные правила игры, прозрачные конкурсы и твердые гарантии.
Из положительных моментов: бизнесменов сейчас субсидирует главным образом не город, а регион. 64 тысячам нижегородских субъектов предпринимательства в этом году подали заявки на получение 200 млн рублей субсидий от бюджета области.
В свою очередь мэрия готова сделать широкий жест в сторону инициатив снизу, от нижегородцев: на их финансирование городская казна намерена тратить не менее 10 % от собственных городских доходов.
Займемся цифрами
Не слишком заостряя внимание на городских долгах и конкретных цифрах, которые потребуют расходы на ту же борьбу с коронавирусной инфекцией, а также на проекты к городскому юбилею (среди них, кроме инфраструктурных, наверняка окажутся и мишура, и дорогостоящая помпа, и пустышки), Шалабаев тем не менее не побоялся заявить, что к концу пятилетки нижегородский бюджет должен вырасти почти в полтора раза – до 43 млрд рублей.
Остается пока не ясным: это просто популистские посулы или расчеты профессионального финансиста? Или цифры, скажем, объясняются, гм, банальной инфляцией?
Невольные мысли о размерах грядущей инфляции посещают и тогда, когда слышишь про рост средней зарплат по региону: Юрий Шалабаев уверен, что она, как и бюджет, также возрастет более чем в полтора раза, до 67,2 тысячи рублей.
Непонятно только, почему. И у кого.
Если средний рост вдруг обеспечит раздувание чиновничьих доходов (что, разумеется, выглядит более реалистичным, чем увеличение доходов простого работяги), – тогда, конечно, все ясно. Вопросов нет.
При этом население Нижнего Новгорода тоже должно вырасти – Шалабаев обещает, что до 1,3 млн горожан, то есть на 27 тысяч человек. Пока это тоже трудно себе представить: в 2019 году, например, город пустел, абсолютная убыль населения в областном центре составила 1,3 тысячи человек, убыль не смог покрыть даже миграционно-гастарбайтерский прирост.
Любопытно, что демографические проблемы не пугают новые нижегородские власти, хотя обеспеченность яслями, к примеру, у нас составляет только 80 % и, если людей в городе станет больше, придется же кому-то эти ясли строить. Как и жилье.
Но тут у Юрия Шалабаева есть своя подпрограмма. Среди крупнейших городов страны по количеству и темпам строительства жилья мы сегодня занимаем 12-е место из 15-ти возможных, однако, похоже, возможность исправить ситуацию новый мэр видит в первую очередь в замене новостройками аварийного и ветхого фонда, которого, согласно официальной статистике, в городе не менее 85 тысяч кв.м.
Аварийный фонд Шалабаев намерен сократить более чем в вчетверо, до 20 тысяч кв.м., не слишком точечно и точно, впрочем, указывая источник ресурсов на эти цели.
Не менее трудо- и деньгоемкие проекты обещаны и в сфере дорог и транспорта. Нормативным требованиям, по оценке градоначальника, сегодня в Нижнем не соответствует каждая пятая дорога (если быть точным – отвечают нормативам 79% нижегородских путей сообщения). В течение пяти лет эта цифра должна дорасти до 85%.
Однако пока в этой сфере речь идет преимущественно не о том, где, когда и надолго ли (уж очень хрупки зачастую оказываются наши новые дорожные покрытия), а о том, сколько предстоит «освоить» денег, – а «освоить» предстоит 43,7 млрд рублей. Такова, согласно Шалабаеву, цена модернизации транспортной сферы.
Говоря о транспорте, кандидат в мэры обошел и скользкую тему платных парковок. Между тем, именно они вызывают у горожан больше всего эмоций.
Особенно обращает на себя внимание тот факт, что внятных компенсаций за грядущие неудобства, – ни альтернативных парковочных зон, ни перехватывающих парковок, ни развития узлов общественного транспорта, таких, чтобы можно было спокойно и удобно, а главное – без особых затрат, пересесть с автомобиля и отправиться в городской центр на автобусе, – мэрия пока не обещает.
Швейцария-на-Волге
Еще меньше горожане услышали о модернизации нижегородских коммунальных сетей, хотя по словам того же градоначальника, в замене нуждаются порядка 82 % из них – это и теплосети, и канализация, и водопровод, и энергетика. На большую изношенность инфраструктуры Юрий Шалабаев указал как на одну из главных нижегородских проблем.
Понятно, что изрядная доля помощи утопающим будет возложена на самих утопающих, однако полной ясности в этой части пятилетней программы не просматривается. Как и в проблеме взаимоотношений мэрии с непосредственными исполнителями вообще.
Да, новый глава города обещает и ликвидацию нелегальных свалок, и новых станции снеготаяния вдобавок к сегодняшней одной, и четыре новых стадиона плюс 80 (!) площадок для занятий спортом. В последнем, впрочем, сомневаться не приходится: исполнения нацпроектов никто не отменял, а «Спорт – норма жизни» – среди них один из ключевых.
Однако повседневная бытовуха в сфере благоустройства хронически проблемна. И слишком часто в ответе за это – непосредственно управляющие компании: их главы перманентно забывают, что ДУКи организовали, в общем, не для того, чтобы директора могли покупать замки в Черногории, а чтобы людям было лучше и легче.
Признавая, что отношения с поставщиками услуг далеки от совершенств, Шалабаев, с одной стороны, отметил, что, обладая долями в основных ДУКах, город способен на них влиять и даже наказывать частников, если те не справляются с обязанностями. Однако сразу стало понятно, что с репрессивными мерами мэрия явно спешить не будет: ведь «начинать надо с нахождения понимания и совместной работы».
И если недостаток в городе света («Город недоосвещен примерно на треть», – говорит Шалабаев) намерены исправить уже к юбилею, причем исключительно за счет экономии и энергосберегающих технологий, то на ремонт и строительство ливневок обещают потратить ни много ни мало 8,8 млрд рублей – а это без малого четверть городского бюджета.
Где же такие деньги взять?
Впрочем, в этой области приложения сил у Юрия Шалабаева есть свой собственный «волшебник» – первый зам Дмитрий Сивохин, который, по мнению оптимистично настроенных экспертов, «не вылезает из коммуналки».
Если это правда, а главное – будет приносить ощутимый эффект, то нижегородцы простят первому заму даже некоторый прожектерский оттенок, который иной раз проскальзывает в его заявлениях: так, он обмолвился, что хочет, чтобы система теплоснабжения работала как швейцарские часы.
А где вы, по правде, такое видели? Разве что в Швейцарии…
Брошенная целина
Заключительный звучный аккорд – с призвуком все того же прожектерства – залетел в программу Юрия Шалабаева из далекого и прекрасного будущего.
Оказалось, что новый мэр (вполне ожидаемо) разделяет интерес нижегородского губернатора к высокотехнологичным игрушкам и штучкам-дрючкам, которые призваны завтра сменить наше посконное, домотканное и сермяжное сегодня.
Тут тебе и НОЦ, и «Квантовая долина», Инновационный научно-технологический центр – красивые, мощные названия. Прибавьте теперь к ним еще и IT-кластер, широкое море которого должно раскинуться от Започаинья до площади Сенной, принеся на своих волнах 15 тысяч рабочих мест и 110 млрд прибытка.
Закавыка, правда, в том, что стартовать проект никак не может, только если под него… не «освоить» для начала более 40 млрд рублей.
Ох уж эти нам «освоения» денежной целины!
Чиновник в России ведь ничто не любит так сильно, как перспективу что-нибудь «освоить».
40 млрд – это, вообще говоря, очень немало. Напомню, что городской бюджет намерен достигнуть 43-миллиардной отметки лишь в будущем, а, к примеру, бюджет-2021 целого региона по доходам сверстан в пределах 183,9 млрд. При этом перспективы от этих вложений пока теряются в далекой туманности, а деньги могут начать телепортироваться уже хоть завтра – и не факт, что не в черную дыру.
Впрочем, отставить брюзжанье. Будем оптимистами!
Мэр у Нижнего Новгороде теперь есть, программа у мэра тоже есть, осталось прожить пятилетку и посмотреть, что будет.
Если следующую пятилетку мы встретим по пути через IT-кластер к новому детсаду, возведенному возле красивого, долговечного и удобного дома, лелея в кармане выросшую в размерах зарплату и огибая новый воркаут, которому не мешают натыканные тут и там парковки, внимая ровному жужжанию снегоуборочной техники и попыхиванию усердно приделавших к рукам лопаты дисциплинированных дворников, провожающих взглядом только что отладивших новую теплоцентраль непьющих специалистов, которые не оставили в стороне городские проблемы словно брошенную целину, – то кто-же будет против?
Это же прекрасно! Прекрасно, как и каждое прекрасное далеко-далеко…