Хроника пикирующих полковников
Для начала, голые факты в хронологической последовательности.
- 9 июля были задержаны два полковника регионального ГУФСИН - Евгений Сычев и Степан Вахонин. Сычёв курировал подразделения кадров и воспитательной работы с личным составом, инспекцию по личному составу и подразделения работы с осуждёнными. Замначальника финансово-экономического управления полковник Степан Вахонин возглавлял отдел оплаты труда. Оба отправлены в СИЗО.
- 23 июля в рамках расследования этого же уголовного дела были также задержаны главный экономист нижегородского ГУФСИН Александр Хохидра и начальник финансово-экономического управления Евгений Зюзин. Их отправили под домашний арест, несмотря на то, что следствие ходатайствовало о взятии под стражу.
- 21 сентября пришли уже за замначальника всея нижегородского ГУФСИН — Виталием Гудковым. Гудков курировал финансово-экономические подразделения, а также тыловое обеспечения, подразделения капитального строительства и ремонта и энергомеханическое подразделение. Сейчас Гудков под домашним арестом.
- 13 ноября — ФСБ пришло за еще одним заместителем начальника ГУФСИН подполковником Дмитрием Тарасовым, а также за главным инженером Дмитрием Муратовым.
- Ну и финал: уже в начале этой недели глава нижегородского ГУФСИН Николай Теущаков указом президента был отправлен в отставку подобру-поздорову
Интересные детальки
Несмотря на всю эпичность этой «ФСИНовской зачистки», не может не удивлять некоторая мелочность, что ли, повода, из-за которого начат такой глобальный перетряс. Нет, конечно, любое преступление остается преступлением, но...
Первым взятым под стражу — «главному по зарплате» Вахонину и кадровику Сычеву — вменяют то, что они требовали от подчиненных откаты от причитающихся им премий, сумма каждой из которых (премии, не отката) составляла от 30 до 50 тысяч рублей. Замначальника Гудкову — то, что он собирал с сотрудников деньги на ремонт «пролитой» служебной квартиры, на что и насобирал 350 тысяч.
В общем, речь идет о том, что сотрудники отстегивали свои кровные начальству от зарплат. И вы, конечно, извините, но поборы начальства в подобных организациях — дело противное, но неизбежное, как комары летом. Практически все знакомые в силовых структурах подтверждают — в той или иной форме подобная дрянь есть практически ВЕЗДЕ. И, собственно, это первое, что лежало на поверхности и за что можно было зацепить этот ФСИНовский клубок - и показательно посадить верхушку.
Как это часто бывает, органы хватают «людей с постами» не за реальные дела, а за то, за что можно схватить прямо сейчас, когда пришла команда («папочка в сейфе», ага). Помните историю с ворочавшим миллиардами мэром-девелопером Сорокиным, которого арестовали по крайне сомнительному делу о взятке в миллион? В общем, стиль всё тот же.
В честь чего банкет
В таком случае, какова реальная причина столь масштабной «движухи»?
Компетентные люди излагают разные версии — от желания регионального ФСБ в течение отчетного периода повесить себе новые коррупционные скальпы у пояса (там уже висят и глава нижегородского Водоканала, и глава местного «Газпром Трансгаза» - грех останавливаться!) до услышанных некими московскими ушами жалоб сотрудников на беспредел с поборами.
Но самой реалистичной представляется версия, озвученная в частной беседе с автором одним из сотрудников ГУФСИН. Она, эта версия, очень какая-то простецкая, очень русская - и очень похожая на правду.
По словам этого сотрудника, триггером масштабных проверок и разбирательств в региональном ГУФСИНе послужила сумасшедшая история, случившаяся в ИК №5: с разрешения сотрудника ИК осужденный за убийство заключенный в нетрезвом состоянии взял служебный автомобиль и выехал на нем за территорию — в магазин за очередной порцией спиртного (и был задержан сотрудниками вневедомственной охраны у магазина). Позже выяснилось, что это уже не первый случай: ранее ФСИНовец дважды сам сопровождал этого заключённого в магазин, а на третий раз просто решил выдать ему ключи от служебного автомобиля. |
Этот казус, достойный быть экранизированным в какой-нибудь черной комедии, произошел еще в прошлом году, но до суда добрался как раз к лету 2020-го. По словам источника, на него обратили внимание где-то «на самом верху» - и последовали громы и молнии в адрес нижегородского ГУФСИН.
И смех, и грех. Но знаете что? Почему-то в это верится гораздо больше, чем в коварные замыслы спецслужб , жалобы сотрудников и прочие игры бульдогов под ковром. Потому что именно так обычно и происходят дела в наших силовых структурах.