Эта история дурно пахла с самого начала. Представляете, из почти 60 тысяч жителей Балахны и Гидроторфа всего шестеро человек вдруг организованно идут к депутату от КПРФ (а по совместительству зятю олигарха Тарабарина, который контролирует кстовский полигон) Максиму Волкову. И просят помощи в борьбе с местной «вонючкой».
В суд поступает соответствующий иск, а официальным представителем заявителей становится близкий к Тарабарину юрист, видный «зюгановец» Леонид Краснокутский. Смысл обращения – немедленное закрытие балахнинского полигона, который «Управление отходами–НН» построило в рамках концессионного соглашения с региональным минэкологии почти за полмиллиарда рублей. «Управление отходами-НН», кстати, не просто местечковая контора, через третье колено оно имеет отношение к бизнес-активам бывшего вице-премьера, а ныне главы госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова.
Местные жители демонстрировали отсутствие ковида, благодаря которому смогли разобрать букет ароматов свалки на десятки нот и оттенков, что и неудивительно, так как, по мнению истцов, полигон площадью в 24 гектара запущен в эксплуатацию без разрешения (привет минэкологии). На полигоне до сих пор якобы не смонтирована дренажная система, отсутствует также специальная ванна для дезинфекции мусоровозов.
Всё это подтверждается заключением Ассоциации нижегородских предпринимателей в сфере обращения с отходами», руководит которым близкая (надо же какое совпадение!) к Тарабарину эколог Клара Романова. Тем не менее, надо признать, что экспертиза, по всей видимости, проведена корректно – вне зависимости от того, кто ее инициировал. К тому же (в суде на этом моменте был сделан особый акцент) пробы воды с полигоны брались в присутствии сотрудников ФСБ.
Накат против «Управления отходами-НН» поддерживают и другие силовики. В частности, нарушение экологического законодательства видит и природоохранная прокуратура, и управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия.
Сам ответчик эти обвинения категорически не признает и настаивает, что все последние проверки, которые свидетельствуют о злоупотреблениях, - это фикция, а вот настоящий экологический мониторинг показывает, что «Управление отходами-НН» работает честно и прозрачно (несмотря на легкую дымку над полигоном). И вообще, заявляет оператор, это не мы гадим природе, а десяток промышленных предприятий, расположенных в окрестностях Балахны.
Особенно умиляет позиция минэкологии региона, которая выступает второй стороной концессионного соглашения по этой свалке. Чиновники приняли образ девственницы в кипенно-белой сорочке, которую вдруг застали в темном углу борделя и потребовали объяснений. А она хлопает нарощенными ресницами и смущенно молчит.
Поэтому мусорщикам приходится обороняться от обвинений в одиночку. На минувшем заседании в Сормовском районном суде они фактически обвинили силовиков в игре на стороне конкурентов, а представленные результаты экспертизы ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (ЦЛАТИ), можно сказать, назвали липовыми.
Пламенная речь их адвоката Александра Астафьева оставила открытыми несколько вопросов, на которые хотелось бы получить ответы от правоохранительных органов. Например, с чего вдруг в этой, казалось бы, обычной истории ФСБ помогает брать пробы на свалке? Непонятно также какие именно материалы (и откуда?) исследовало ЦЛАТИ? Должен же быть (хотя бы для приличия) приглашен представитель «Управления отходами-НН», который бы увидел, что с его родной свалки берут образцы для исследований.
Суд было предложил пригласить для экспертного заключения уже упомянутую Клару Романову – чтобы она рассудила стороны, но при упоминании этой фамилии у ответчика случился глазной тик и он, перекрестившись, отверг это предложение. Мол, «зачем нам тарабаринский кузнец, нам кузнец не нужен». На этом историю о ядах решено было отложить до 10 марта.
Редакция «Зеркала» с любопытством энтомологов продолжит следить за этой эпической битвой жуков-каннибалов.