Как мы помним, оборона муниципального предприятия все же была прорвана совместным натиском Белова и нескольких депутатов. Их команду Попов все-таки впустил в офис на Керченской, но встретил прохладно, сообщив, что новый градоначальник ему не указ, в условия концессии он лезть не может и вообще водоканал больше ориентирован на заместителя губенрнатора Александра Байера (оставившего на управлении предприятием всю свою команду выходцев из столичной корпорации «Баркли»). «Ах, водоканальи!» – наверное, мысленно вскричал Белов и вручил ренегату Попову загодя написанный приказ о его увольнении. Команду байеровских замов на водоканале затем тоже зачистили, попросив на выход даже приблудившего подследственного экс-министра Лабузу.
«Сергей Белов восстановил вертикаль управления!» - ликовала сорокинская пресса. Закупку ультрафиолетовой очистки муниципалы обещали отменить.
Впрочем, было уже поздно. В считанные сутки осады водоканала со стороны городских «байеровцы» слили авансовый платеж в 600 миллионов на счета московского ООО «Веград Инжиниринг».
|
В дальнейшем эта неувязочка замалчивалась, и вот спустя год выясняется, что ни денег водоканал не вернул, ни заказанной системы УФО до сих пор не увидел, а поставленный депутатами и Беловым директор водоканала Александр Прохорчев не видит никакого смысла идти отсуживать столь крупные убытки (!). Почему? Тут выплывают очень интересные подробности. Оказывается, аванс из водоканала ушел на фирму-двойника. Есть, оказывается, две компании с названием «Веград Инжиниринг». Одна - добропорядочная строительная организация, давно работавшая с Нижегородским водоканалом, ремонтировавшая ему помещения. А вторая, с точно таким же названием, возникла незадолго до конкурса и по кривому ТЗ без согласованных с городом смет получила контракт с мигом перечисленной предоплатой. |
Благодаря откровениям Прохорчева журналисты узнали, что второй «Веград», мимикрировавший под первый – крайне сомнительная фирма с отсутствием денег на счетах и скрывающимся от встреч директором-иностранцем. Сорвав все возможные сроки, ультрафиолетовую систему она все же закупила (иначе была совсем уж голая афера). Но где это оборудование, которое еще прошлой весной должны были установить на станции аэрации – никто не знает. Водоканал ринулся к заводу-изготовителю и узнал еще одну интересную новость: изготовление установки обошлось «Веграду»-второму в 400 миллионов рублей - при цене договора, напомним, в 810 миллионов. Можно сказать, опытным путем установлено, что норма «отката» на крупных закупках «Нижегородского водоканала» составляет 100% (назвать сотни миллионов нормой прибыли поставщика язык как-то не поворачивается).
Очевидно, что всю историю надо тщательно расследовать и вроде все предпосылки к этому были. На водоканале достаточно давно прошли выемки документов по закупкам, причем работали опера из ФСБ. Уже почти год прошел, но чем завершилась эта проверка, общественности неизвестно. Наши рыцари плаща и кинжала вообще любят поддерживать чрезмерный имидж секретности вокруг дел своей конторы. О том, что в городе есть областное УФСБ, нижегородцы изредка узнают лишь тогда, когда там меняется начальник, люди в масках оцепляют микрорайон, отстреливая сочувствующих террористам мусульман, или в тюрьму сажают самих следователей, торгующих конфискованным героином.
Так или иначе, результатов нет. То ли они положены "под сукно" в качестве компромата, то ли, как это, к сожалению, бывает в делах об огромных суммах денег, следствие ВНЕЗАПНО потеряло к закупке интерес.
Но сити-менеджер у нас, слава Богу, не чекист, а публичный и подотчетный чиновник, который должен следить за бюджетом вверенных ему муниципальных предприятий. А то получается, что тарифная выручка водоканала, оплачиваемая нижегородцами, уходит в чьи-то карманы, и сама идея технического перевооружения водоканала в рамках концессии ставится под большое сомнение. Долгую историю с этой закупкой надо уже довести до логического конца. Дерьмо, оставленное прежней командой, надо убирать (а в идеале должны быть наказаны и те, кто нагадил). Конечно, в первую очередь это задача директора водоканала Прохорчева и председателя совета директоров Олега Владимировича Сорокина, записного оратора в городской думе. Но более всех за нее несет ответственность именно Белов - он в этой иерархии самый главный.
И для Белова решение проблемы станет проверкой на вшивость: сможет ли он защитить интересы стратегического предприятия Нижнего Новгорода? Иначе все разговоры об экономии одного-двух миллионов рублей на сокращении насосов в жилом секторе, при пропадающих сотнях миллионов на закупках, выглядят просто смешно.