11 сентября 2015 года состоялось заседание научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрологии. Протокол этого заседания есть в интернете. Посвящено оно было как раз нижегородским проблемам: попыткам «Русгидро» поднять уровень до 68 отметки и обмелению Волги от Нижнего Новгорода до Городца.
Наши читатели могут подумать, что мероприятие было липовым: ну, встретились два-три заштатных младших научных сотрудника и чего-то там понаписали… Однако это не так. На заседании присутствовали:
*Академик РАН Виктор Осипов – крупнейший грунтовед и специалист по инженерной геологии;
*Член-корреспондент РАН Евгений Мареев, руководитель отделения геофизических исследований ИПФ РАН;
*Четыре доктора геолого-минералогических наук;
*Шесть кандидатов геолого-минералогических наук, в том числе представитель ОАО «Пртивокарстовая и береговая защита» М.В.Леоненко;
*Доктор технических наук, президент Национального центра водных проблем Владимир Кривошей;
*Представители «Русгидро», Мосэкспертизы и Министерства экологии Нижегородской области.
В общем, трудно представить себе более крутую компанию профильных специалистов – ну, разве что только состоялась бы какая-нибудь межгалактическая научная конференция.
|
Так вот, на этом заседании обсуждались различные варианты решения проблемы судоходства. Это не только «чебоксарский потоп» и не только Нижегородский гидроузел. Это еще и строительство третьей нитки Городецких шлюзов (оно обеспечит нормальный пропуск судов на проблемном участке) и адекватное регулирование стоков Горьковского водохранилища (если не спускать всю воду зимой, летом ее можно добавлять и держать необходимый уровень). |
Выводы ученых таковы:
1.Уровень Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров повышать нельзя, это вызовет опасные необратимые изменения.
2.Из всех вариантов решения проблемы судоходства предпочтительны два: третья нитка Городецких шлюзов и правильное регулирование стоков.
То есть ученые РАН рекомендуют варианты, «обеспечивающие сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги, судоходство в нижнем бьефе Городецких шлюзов, и… не предполагающие строительства новых гидроузлов и повышения отметок водохранилищ существующих гидроузлов».
Что должны были сделать федеральные чиновники, которые озабочены решением проблемы судоходства на Волге? Наверное, руководствоваться этим вердиктом. Ну или устроить какую-нибудь дискуссию, если заключение научного совета РАН им не по душе.
Но ничего этого не произошло. «Слуги народа» просто проигнорировали мнение ученых, как будто и не было никакого совета РАН, и решили строить низконапорную плотину.
В качестве «козырей» у Минтранса имеются два ученых мужа из ВГАВТ, которые «топят» за гидроузел. И это - против целого академического совета! Почувствуйте, как говорится, разницу...
|
Строительство низконапорной плотины было включено в федеральную программу развития транспорта, после чего – без лишних обсуждений и дебатов – был объявлен конкурс на его проектирование. Победило в этом конкурсе столичное ООО «Технасстрой», предложившее более высокую (!) сумму – 962 млн рублей (то есть почти миллиард). |
На сегодняшний день проектирование гидроузла завершено, и в 2019 году, как предполагают чиновники, начнется его строительство, которое обойдется более чем в 40 млрд рублей.
Глеб Никитин уже высказался за низконапорную плотину. Как он объясняет (вернее, как ему объяснили), это единственно верное решение проблемы судоходства на Волге и окончательная победа над «Русгидро».
|
Интересно, знает ли Глеб Сергеевич о заключении ученого совета РАН от 2015 года? Доложили ли ему? Ведь речь идет о целом ряде проблем, которые создаст нзконапорная плотина. Это подтопление населенных пунктов в Балахнинском районе, уничтожение памятника природы «Городецкая дубрава» и памятников археологии. Ну а в перспективе – придется строить еще один гидроузел, потому что лет через 50 в Сормове возникнут точно такие же проблемы с судоходством, как в Городце. |
Но больше всего нас интересует другой вопрос: почему федеральные чиновники проигнорировали выводы академического совета? Тоже не знали? Ии знали, но бюджетные миллиарды нужно было освоить во что бы то ни стало?