В лидерах – не первый год
Итак, в материалах Росстата за 2018 год указывается, что убыль населения в Нижегородской области составила 14 675 человек. Это действительно наибольший показатель среди регионов РФ. В Нижегородской области за 11 месяцев прошлого года родилось 29 537 детей (на 6,7% меньше аналогичного периода 2017 года), а умерло – 44 212 человек (на 0,8% больше).
Основными причинами смерти в регионе стали болезни системы кровообращения (из-за них умерли 18 742 человека) и злокачественные новообразования (4961 человек).
В подобных случаях обычно задаются вопросом : как вы дошли до жизни такой? Причин много, это явление комплексное. Некоторые негативные явления копились десятилетиями. Например, по злокачественным новообразованиям (по-русски говоря – заболеваниям раком), регион всегда был одними из первых в России. Возможно, в статистике это обстоятельство и не было отражено должным образом (неприятная для власти информация, пугающая), но нижегородские врачи шептались об этом и 10, и 20 лет назад. Привет "самому загрязненному городу планеты Дзержинску" с его черным снегом и промышленными выбросами, в общем.
Вообще, естественная убыль населения характерна для всей страны: за январь-ноябрь 2018 года она составила 193 087 человек. Выбивается из общей картины лишь Северо-Кавказский федеральный округ, показывающий естественный прирост. На юге всегда много рожали и рожают до сих пор. И умирают не так часто - природа, знаете ли, способствует аксакалам.
|
Другое дело, что случившееся – не разовый прецедент: Нижегородская область уже пятый год подряд в первых строчках списка регионов с самой высокой естественной убылью населения. А вот это уже серьезный повод призадуматься для руководства области. Как ни крути, а высокая смртность – ярчайшее свидетельство, что в регионе не все в порядке с условиями жизни и медицинским обслуживанием. |
Чудо-медицина
Еще немного статистики. В Нижегородской области в последнее время наблюдается постоянное снижение количества больничных койкомест – с 43,9 тысячи в 2005 году до 28,3 тысячи в 2016 году, то есть в полтора раза. Несомненно, что в других регионах ПФО происходят схожие процессы. Однако сокращение больничных коек в Ульяновской области за тот же период составило всего 2,6 тысячи – с 12,9 тысячи до 10,3 тысячи, а в Кировской в 2 раза – с 21,3 тысячи до 11,4 тысячи.
В государственных поликлиниках в настоящее время не хватает до 50 и более процентов врачей. Те, кто еще остался, «пашут» на две-три ставки. Качество медицинского обслуживания в такой ситуации неуклонно падает. Между тем, медики в свое оправдание говорят, что население, дескать, само виновато, не любит обращаться к врачам. Да, не любит. Потому что, для того чтобы взять талон к терапевту в районной поликлинике приходится занимать очередь с 5 утра. При этом гарантии, что попадешь на прием – никакой. Талончики через интернет? Да, это штука современная, на, талонов, как правило, нет на неделю, а то и две вперед. Потенциальные больные сидят дома, запускают донельзя болезнь, а потом их, зачастую, увозит «скорая». Такая она, бесплатная медицина 21 века.
А сама региональная бесплатная медицина зачастую выглядит примерно так
Ну а экологи объясняют сокращение числа нижегородцев плохой экологической обстановкой. Мол, в последние годы растет выброс загрязняющих веществ в воздух и от автотранспорта, и «от экономики», а следом за этим, с отставанием в полгода-год, увеличивается смертность от болезней органов дыхания.
Причины объективные и субъективные
Существуют и другие причины убыли населения. В условиях высоких цен на жилье и ставок по ипотеке далеко не каждая молодая семья готова к рождению ребенка, даже одного (и поэтому снижается рождаемость). Многие просто живут для себя. А о плохой статистике пусть думают чиновники, которые за это отвечают. Еще одна важная причина катастрофической убыли населения - регион близок к Москве, где более высокие зарплаты и качество жизни. Так, по данным администрации Нижнего Новгорода за I полугодие 2018 года, естественная убыль населения в городе составила 2,4 тысячи человек. Обычно убыль компенсировалась миграционным приростом. Но в минувшем году такой компенсации не наблюдалось. И вот вам результат.
Однако вместо решения реальных проблем - стимулирования "социалки", улучшения медицины, решения огромных экологических проблем региона - нам регулярно рисуют только красивые стратегии, непонятно на чем базирующиеся. Приснопамятный градоначальник Белов, например, обещал к 2022 году поднять порог смертности нижегородцев "с 70 до 75 лет" (это не шутка, это реальная цитата из его "Стратегии-2022"). Просил на это всего ничего - триллион рублей. В основном документе администрации Никитина - "Стратегии-2035" - тоже всё хорошо и благостно: показатели неумолимо растут, уровень жизни - повышается, а смертность как раз наоборот.
Но факты пока что-то плоховато бьются со всеми этими "стратегиями". Да и мы как-то уже привыкли верить глазам, а не словам с трибуны - слишком часто обманывали..
Повторим: убыль населения - важнейший показатель, по которому в администрации Президента оценивают работу региональных чиновников. И, наверняка, делают выводы (или даже оргвыводы). Региональные власти сегодня много говорят о цифровизации, роботизации и тому подобных вещах, малопонятных простым людям. Порой научные термины не имеют никакого отношения к реальной жизни нижегородцев. Фантазии и реальная жизнь очень часто не совпадают. Какая уж в этих условиях Стратегия развития региона до 2035 года? С такой ужасной демографией впору сочинять какую-нибудь «Стратегию деградации Нижегородской области».