«Магистральные» планы изначально были сферой интересов самых разных группировок – как на международном, так и на «местечковом» уровне. Если брать «мировой масштаб», то стоит вспомнить, что ВСМ «Москва-Казань» рассматривалась как первая очередь евразийской скоростной магистрали «Берлин – Пекин».
В разное время о намерении вкладываться в данный проект заявляли как страны западной Европы, так и Китай. Но пока это только намерения: если какие-то зарубежные инвестиции и будут, то уже «на подходе» к странам-инвесторам. Что касается первого участка, то России придется строить его за свой счет, причем деньги это для федерального бюджета немалые. Изначально шла речь о 1,6 триллиона рублей.
Потом – после того, как у кремлевских экономистов полезли глаза на лоб – лоббисты ВСМ сократили сумму до 1,3 трлн. То есть меньше триллиона ну никак не получается.
В Нижнем Новгороде, куда вместе со скоростным проездом до Москвы (время пути сократится примерно в два раза) придут подряды на строительство, данную идею всегда поддерживали: сначала ВПШ, теперь – Никитин. Правда, губернаторы делали это достаточно скромно, понимая, что от них тут мало что зависит.
Казанские чиновники тоже были не против… Но против оказались активисты Татарстана: год назад они обратились к Путину с просьбой отказаться от планов по ВСМ, ибо возведение магистрали повлечет за собой уничтожение лесов и дач. Может быть, президент их послушал? |
Что касается столичных коридоров власти, то там развернулись настоящие баталии за/против ВСМ. Главный лоббист проекта – вице-премьер РФ Максим Акимов, на стороне которого – компания «РЖД» и ее коренные подрядчики. Категорически против проекта – министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Орешкин. Где-то рядом с ними – компания «Автодор», жаждущая построить платную автомобильную дорогу до Казани вместо «железки». Аргументы за и против приводятся самые разные – от развития регионов до угрозы китайской экспансии. Но самый главный аргумент против ВСМ – это, конечно же, злополучный триллион.
Понятно, что на развитие московского метрополитена тратится столько же, но это же московский метрополитен! А тут – какая-то «железка» в провинцию…
Выслушав все эти аргументы и контраргументы, Владимир Владимирович принял поистине соломоново решение: отказаться от ВСМ «Москва-Казань» и строить вместо нее ВСМ «Москва-Санкт-Петербург».
Вот тут, как в комедии «Ревизор», возникла продолжительная немая пауза. Споры до поры до времени прекращены, оформляются новые документы, проектировщики ждут новых заказов… Но комичность ситуации в том, что на линию от столицы до Питера придется потратить все те же 1,3 трлн рублей. |
То есть стремлением сэкономить перемену планов оправдать не получается. Оправдание лежит лишь в плоскости популярности маршрута: желающих проехаться из Москвы в Питер больше, чем в Нижний Новгород и Казань. Правда, количество желающих напрямую зависит от наличия транспортной инфраструктуры.
Между тем, пока шли споры между федеральными министрами, участок ВСМ между Москвой и Нижним Новгородом потихоньку проектировался – и в конце концов получил положительное заключение Главгосэкспертизы.
Раз уж такое дело, его решили включить в новую магистраль. Более того, если по линии между столицей и Питером пока еще ничего не известно (как именно она пойдет и когда ее начнут строить), то у нижегородского участка есть срок – 2026 год.
Проблема лишь в том, что если ранее нижегородский участок был, так сказать, якорным в планах по строительству ВСМ, то сейчас его рассматривают как периферийное дополнение, эдакий транспортный аппендикс, если угодно. В федеральных СМИ о нем практически не упоминается, все внимание сосредоточено на сообщении между двумя столицами. |
А это значит, что при дальнейшем «секвестровании» (а оно обязательно будет, ибо основные претензии Силуанова касались именно дороговизны ВСМ) от нижегородского «дополнения» можно легко отказаться, как от балласта. И вот здесь уже свое влияние может использовать Глеб Никитин. В конце концов, питерскому десанту, привлеченному им, этот балласт просто жизненно необходим.